Главная » 2014 » Февраль » 23 » 18. "Дмитрий Радышевский: "Все потеряно?"
16:29
18. "Дмитрий Радышевский: "Все потеряно?"
    «ВСЕ ПОТЕРЯНО:
  
    Запад, Россия, Израиль и человек
 
    Заметки тонущего зрителя
    «Все потеряно» - так называется новый фильм с Робертом Редфордом. Канва простая: одинокий яхтсмен терпит бедствие, борется за жизнь, спасается. Подобных фильмов было много. Этот - необычный. На первый взгляд его уникальность в том, что Редфорд - единственный актер и произносит за весь фильм только одно слово. На самом деле – необычность в том, что у создателей получилась страшная притча о гибели современного Запада.
 
    Уверен, что ни молодой режиссер и сценарист Джеф Чандор, ни сам Редфорд, согласившийся сыграть у него, не думали, что снимают притчу. Полагаю, 77-летний Редфорд просто сам по себе заядлый яхтсмен и ему приглянулась идея провести съемочные месяцы на воде, поддержать актерскую и физическую форму, блеснуть неувядающим мастерством и харизмой – молодые, вон пойдите подержите аудиторию в напряжении полтора часа, когда ты на экране совсем один – и без слов.
 
    Короче, думали, будет как всегда – а получилось как лучше. Или благодаря минимализму, который всегда читается как притча. Или из-за времени, в котором живем: под глянцевой гладью которого – глубина и страх.
 
    Начало – голубая безмятежность. Посреди безбрежного, транквильного, залитого солнцем океана одиноко дрейфует маленькая белая яхта – на такой еще плавал Одиссей. Добавились только рация и GPS, газовая горелка, моторчик и санузел.
 
    На яхте, пообедав и глотнув хорошего виски, дремлет в сиесте одинокий, но ухоженный и спортивный, пенсионер. Это сам - мистер стареющий Запад. Не отягощенный связями и обязательствами: без жены, без детей – на яхте даже нет фотографий и памятных вещиц - лишь то, что нужно для покоя и комфорта.
 
    Оцепенение души. Штиль. Сонная пенсия Запада... И вот эту дрему – также подводно, бесшумно - нарушает китайский контейнер. Красный железный ящик, видимо упавший где-то с гигантского сухогруза. Эта безликая стальная коробка – которую невидимым течением и неумолимым роком пригнало прямо к беленькой яхте – тихо прижалась к борту лодки и, пока хозяин дремал, продавила его ниже ватер-линии.
 
    Не важно, что бортик Запада продавливает не китайская экономика (хотя она и угрожает США), а политкорректность: в Америке - к «обамам», в Европе – к «осамам». В духовной основе ее тоталитаризм: социализм, исламизм, гомо-глобализм – капитуляция разума перед «трендом», личности перед массой: поэтому орудие возмездия в притче выбрано безупречно - китайский контейнер.
 
    Редфорд, проснувшийся от воды в салоне, с трудом расстыковывается с этим стальным красным гробом – и тот продолжает дрейфовать своим путем, оставляя на глади океана след из одинаковых белых кроссовок. А беленькая яхта начинает тонуть.
 
    Вся техника, на которую полагался моряк - GPS, рация, заплаточный материал – все отказывает. Шторм захлестывает все попытки упрямого пенсионера спасти свое суденышко.
 
    Так Запад пытается справиться с наполняющей его трюм стихией третьего мира с помощью своих изобретений – закона, программ интеграции иммигрантов, экономических подачек, социальных поблажек, льстивой толерантности… Все бесполезно – яхта тонет.
 
    Надо уходить на плот - с тонущей яхты наш старик не прихватит ничего памятного: фотографий, талисманов, Библии - на борту их все равно не было. Традиции, память, святое – остались где-то в пыльных коробках музеев. То, что они могут предотвратить катастрофу, Западу в голову не приходило.
 
    Теперь он на плоту. Ему никто был не нужен – теперь никому не нужен он. Проплывающие мимо равнодушные сухогрузы Индии и Китая не видят его панических ракет.
 
    Ничего, не беда. На плотике тоже можно неплохо дрейфовать, если есть консервы, ракеты и здоровая канистра с питьевой водой…
 
    Но здесь-то – в отвинчивании пробочки – и достигается пик трагедии: в канистру проникла морская вода! И тогда из спекшегося рта, обращенного к небесам, вырывается протяжный крик старого атеиста: - Ф-а-а-а-а-к-к-к!
 
    Единственное слово за весь фильм.
 
    МОЛЧАЩИЙ ФАК
 
    Эта сцена и вопль этот - символы. Неприкосновенный запас, живая вода, питавшая Запад 2000 лет –– учение церкви – уже к началу ХХ века оказалась непитома. Ветхое христианство, не дав разуму ответы на едкие вопросы, поставленные Просвещением; церковное христианство, отравленное антисемитизмом и обрядоверием, не было способно удержать Запад от низвержения в марксизм и в нацизм. Выбравшись из пропастей – не благодаря своей вере, а благодаря милости Божьей, столкнувшей монстров – Запад не удосужился обновить запас веры: ополоснуть канистру и наполнить ее заново из живого источника, текущего от Синая к Голгофе. Нет, канистру веры запрятали, не открывая, до следующей катастрофы.
 
    И когда она грянула, и воспаленные губы прильнули к отверстию - что оказалось внутри? Политкорректность, международное право, хитро…умные попытки ублажить одновременно исламизм и гомосексуализм, расчет на банковские сбережения и страхование жизни – жижа протухшей рациональности.
 
    И когда он выплевывает ее в океан, из груди вырывается не вопль «Боже!», но раздается пахабный мат. Случайность? Банальность сценариста, передающего отчаяние так же, как в тысячах комиксов, боевиков, мыльных опер? О, нет. Старый одинокий атеист воззвал на пороге смерти к Противнику, который был всю жизнь его Союзником - вел его стремлением к оргазму царства божия на земле, полученному здесь и сейчас: быстрым путем – напряжением и разрядкой. Сделать что-то, напрячься – ввести коммунизм или победить его, построить бизнес или сорвать куш, свергнуть режим или отдаться режиму, принять закон или отменить закон, капитулировать перед исламизмом или продавить триумф гомо-глабилизма – главное сделать нечто и наконец расслабиться, заняться рукоблудием эскапизма – на личной яхте, подальше ото всех. Главное – не напрягаться душой постоянно, каждый день и каждую секунду, до самой смерти, как того требует Путь Божий.
 
    И верный Фак вроде бы все обеспечил – пенсионер уплыл ото всех и расслабился… И сразу наступила катастрофа! Почему? За что?
 
    Где ты, могучий Фак – возбужденная предприимчивость Запада к социальным теориям, страстная готовность ввести в мир новый спасительный «изм»? Почто меня оставил? Почему ни социализм, ни капитализм, ни глобализм, ни диалогизм (с братьями мусульманами) не спасают, и мы тонем?
 
    Океан - древний символ стихии наслаждений - молчит. Фак больше не поможет. Дальше – тишина.
 
    И наконец этот одинокий член западного общества совершает единственный за весь фильм поступок, который говорит о том, что в нем есть не только инстинкт выживания, но и душа. И что христианство на дне ее оставило каплю живой воды – главную, спасительную.
 
    ПИСЬМО В БУТЫЛКЕ
 
    Он пишет письмо в бутылку: неизвестно кому. Он просит прощения. Неизвестно за что. Главное – он пишет слова раскаяния и бросает их в океан страдания, созданный Западом в ХХ веке. В соленый океан слез, пролитых жертвами идей, рожденных в европейских кофейнях.
 
    Будет ли принято это раскаяние – и придет ли спасение, быстро, в наши дни? Похоже, что нет. Слишком поздно. Всё потеряно. Израсходована последняя ракета, съедена последняя банка. На хитрую искусственную приманку – наловить рыбки, набраться сил (зазвать в стареющую Европу дешевую рабсилу для обеспечения пенсии) – клюет акула, выдирающая блесну, и уже стаи хищников с плавниками-полумесяцами кружат вокруг плотика.
 
    И когда ночью он сжигает этот свой островок комфорта, чтобы подать последний сигнал дальнему кораблю, чуть светящемуся во мраке, он падает с охваченного огнем пятачка – падает и погружается в черную бездну.
 
    История заканчивается смертью. Смертью Запада. Греческая лодка, на которой вплыла в мировую культуру западная цивилизация, завершила свое путешествие.
 
    Старик уходит в черную пучину и уже из глубины видит, что луч прожектора с того далекого корабля подошел к его догорающему плоту над головой – и последним усилием воли (все таки это Голливуд) он устремляется к этому свету в конце тоннеля, и когда он протягивает к нему руку, навстречу ему простирается рука кого-то невидимого - и пальцы встречаются.
 
    Бог спасает даже тех, кто не верит в Него. Даже тех, кто, задрав лицо к небесам, кричит «фак!» Бог любит все свои создания… Но протянет ли Запад руку навстречу свету?
 
    ОБЩИЙ ТОНУЩИЙ КОВЧЕГ
 
    Но разве тонет лишь Запад? Тонет вся лодка библейской цивилизации. В частности – Россия, где вместо западного призыва «фак!», обращенного к себе, издают тот же клич, только обращенный к ближнему – путь официально он и звучит «за веру, царя и отечество». В российской канистре с питьевой водой – тоже лишь слезы и слюна холопов, раздавленных или ставших господами: ордынская суть, поменявшая марксистский френч на казачий хьюго-босс. Разве Россия так же как и Запад – не старик с вымирающим населением? Монструозные танкеры ислама, Индии, Китая равнодушно плывут мимо, лишь грозя захлестнуть волной от винтов – сколько б ни сигналили им евразийцы. И в России так же все зависит от того, насколько искренне она кинет покаянное письмо в океан, насколько глубоко поймет, что Все, на что рассчитывает – наш-нефть или нацлидер, нацболы или наш-церковь – Все Потеряно, потому что все это не спасет – а спасет только собственная рука, лично каждым протянутая к Свету.
 
    Все это приложимо и к Израилю: непризнанной радио-рубке библейского корабля. Тонем, братья-евреи, и все на, что полагаемся – США, диаспора, хайтек, умелая дипломатия, ЦАХАЛ наконец – все уже потеряно, все не сработает, потому что в принципе не может спасти. Все это хорошо и даст возможность продоложать плавание, если будет главное – способность принимать сигнал и следовать за ним, не смотря ни на какой шторм.
 
    Что же делать библейскому ковчегу? Первое: прекратить распри на тонущем судне: понять, что все – евреи и христиане, католики и православные, Западная и Восточная Украина*, США и Россия - в одной терпящей бедствие лодке и по одиночке никому не спастись.
 
    Второе: не спать на вахте – не дать красному или зеленому гробу приблизиться к борту.
 
    Третье: рацию иметь в голове – держать связь с Капитаном над нами. Повторим, что радисту Изе хорошо бы вспомнить о своих прямых обязанностях, а не затыкать все растущую брешь в своем отсеке.
 
    И последнее: каждому свою канистру с верой обновлять ежедневно.
 
    При выполнении этих нехитрых инструкций библейский ковчег опять станет флагманом человечества.
 
    Завершая просмотр, добавим очевидное: «Все потеряно» - метафора не только любой цивилизации, но и частной жизни. Каждый доживает до понимания, обычно в старости, реже – раньше, что он – старик и море: что железный ящик времени неумолимо продавливает борт и в равнодушной пучине времени постепенно тонет все, что он взял с собой в плавание – здоровье, планы, амбиции, растворившиеся друзья, разъехавшиеся дети. Рано или поздно все личное будет потеряно… но никуда не исчезнет, потому что все это – в точке света над черной бездной, с которой ты волен никогда не расставаться. В ней – Всё, и ты сам, со всем, что у тебя было.
 
    И это Всё никогда не может быть потеряно.
 
    Примечание
 
    *В новой холодной войне между Россией и США, полыхающей сейчас на Майдане (мини-вьетнаме), действует матрица древнего братоубийства между католиками и православными, хотя ни одна сторона как ни была христианской во времена русско-польских войн, так не является и сейчас: коррумпированная власть не проводит христианскую политику и вооруженная оппозиция оказывает ей не христианское сопротивление. Это лишь вблизи - борьба за свободу против тупого воровского режима или борьба с агрессивной прозападной оппозиций, пытающейся расколоть страну. В перспективе - это расширение бреши в тонущем корабле христианства, неспособность примирить Свободу и Святость – в результате которой выигравшей будет не деспотическая Россия и не либерастическая Европа, а другие цивилизации, с холодным вниманием крокодила плывущие мимо горящей шины, на которой мутузят друг друга несчастные чада Восточной и Западной церкви» .
Просмотров: 380 | Добавил: IsraCaust | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]